МАГИЯ ЦВЕТА

Магия цвета

H.-J. Burkhardt

Wunder der Farben (dental dialogue, 5/2004, S.82-89) перевод К.В.Сорокин

Новое в стоматологии.- 2007.-№6-с.36-44.

Фактически мы должны быть экспертами по цвету, однако в действительности работать с ним очень труд­но. Он постоянно загадывает нам все новые и новые загадки. Характеристики цвета очень трудно понять, пе­ревести в словесную форму и объяснить кому-либо и еще труднее воспроизвести. Только богатый практичес­кий опыт, приобретенный зачастую методом проб и ошибок, позволяет нам более или менее уверенно чувство­вать себя в этом очень сложном вопросе. В статье автор проводит тщательный анализ характеристик и свойств цвета, обобщает его результаты и адаптирует их для наших целей — для того, чтобы в будущем мы смогли го­раздо лучше воспринимать и воспроизводить цвет.

ВВЕДЕНИЕ

«Я ни секунды не жалею о том времени, которое потратил на изучение цвета. Благодаря этому мне удалось лучше по­нять культуру, которая со всех других сторон оставалась практически недоступной для моего понимания». Так писал Johann Wolfgang von Goethe 11 мая 1810 г. Поводом для изу­чения цвета стали личные впечатления Goethe, которые он по­лучил в Италии, изучая красочные полотна художников эпохи Возрождения и наблюдая живописные картины живой природы под голубым южным небом. Он считал, «что цвет, как физичес­кое явление, должен быть как можно ближе к природе, осо­бенно, если мы хотим создать подлинное произведение ис­кусства». Этой проблеме Goethe посвятил более 20 лет. Его заключительная работа стала его наиболее обобщенным, закон­ченным и одновременно с этим наиболее проблематичным ес­тественно-научным трудом.

К сожалению, в большинстве источников невозможно найти необходимые сведения о том, как именно функционирует тот или иной цвет и что нужно сделать, для того чтобы правильно использовать его для достижения совершенно определенных целей. В отличие от этого, в данной статье содержится важней­шая информация о том, как действует цвет.

ЦВЕТОВОЙ КРУГ

Одним из наиболее простых и эффективных иллюстратив­ных материалов, позволяющих наглядно продемонстрировать и объяснить важнейшие функции цвета, является цветовой круг. Теоретически, на цветовом круге можно найти любой из суще­ствующих цветов. Цветовой круг значительно облегчает описа­ние и понимание основных элементов действия и восприятия цвета, в частности, оттенок, насыщенность и яркость. Не существует четких правил, позволяющих быстро и точно отыскать тот или иной опенок цвета на цветовом кру­ге. Логика здесь не действует. Поэтому на любом цветовом круге, вместо миллионов цветов, которые различает челове­ческий глаз, Вы в лучшем случае увидите два-три десятка основных цветов. Еще одним способом компактного изображения миллионов цветов является цветовая эпюра.

Наш цветовой круг разделен на 6 треугольных сегментов. Три из них занимают так называемые основные цвета: красный, желтый и синий, т.е. цвета, встречающиеся в природе.

Если любой из основных цветов смешать в равном соотно­шении с соседним основным цветом, то образуется соответ­ствующий дополнительный цвет:

Красный + желтый = оранжевый

Желтый + синий = зеленый

Синий + красный = фиолетовый

Для того чтобы изобразить светлые и темные оттенки цве­тов, мы накладываем на них более или менее интенсивную тень. Художники часто говорят: «Белое - это сочетание света и тени, только без тени».

Чистые красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий и фиолетовый цвета, которые располагаются в центральной части круга. В остальных концентрических окружнос­тях представлены темные и светлые оттенки этих цветов, которые образуются по мере уменьшения (ближе к центру круга) или уве­личения (дальше от центра круга) интенсивности света.

Точка, расположенная точно в центре круга, представляет собой точку, в которой нет света, т.е. точка чистой темноты или черноты. Область, расположенная за пределами внешнего коль­ца, представляет собой область чистого света, интенсивность которого столь велика, что поглощает все цвета, обращая их в чистый белый цвет.

Конечный результат, т.е. комбинация из 3 основных цветов, 3 дополнительных цветов и различных степеней присутствия или отсутствия света и получила название цветовой круг.

Для человека основным источником информации об окружа­ющем мире являются глаза. Визуальные иллюстрации мы пони­маем значительно легче, чем сложные математические уравне­ния. Именно поэтому концепция цветового круга является очень эффективной и доступной для понимания. Глядя на такой круг, любой человек может очень легко понять, каким образом всего из 3 основных цветов и чистого белого света образуются милли­оны цветов, которые мы можем видеть в природе.

Как только Вы понимаете базовую концепцию цветового кру­га, Вам сразу же становится очевидным, как много аспектов ока­зывает существенное влияние на действие и восприятие цвета. Ниже мы кратко рассмотрим наиболее важные из них.

ОТТЕНОК ЦВЕТА (HUE)

Оттенок (Hue) цвета является основополагающим и важней­шим элементом восприятия и действия цвета. Этот элемент це­ликом и полностью базируется на концепции цветового круга. Любое изменение опенка цвета соответствует вращению круга влево или вправо.

НАСЫЩЕННОСТЬ ЦВЕТА (CHROMA)

Насыщенность цвета (Chroma) дополняет его восприятие. Эффект увеличения насыщенности цвета можно легко увидеть, если на какой-либо участок холста, уже окрашенный синим цве­том, наложить еще один слой той же синей краски. Цвет этого участка по-прежнему синий, однако он становится более замет­ным и даже частично распространяется за пределы окрашен­ного участка. Уменьшение насыщенности цвета (особенно яр­ких опенков) приводит к снижению красочности картины, цвет как будто уходит с холста. Если уменьшить насыщенность цве­та до минимального уровня, то вместе с ней уйдет и сам цвет, останутся только параметры и атрибуты света. Если насыщен­ность убрать совсем, то получится монохромное изображение, состоящее из различных опенков серого цвета. Изображения с повышенной насыщенностью цвета кажутся более объемны­ми и живыми. Цвет выходит за границы окрашенной области и распространяется на соседние участки, которые ранее были се­рыми. 

ЯРКОСТЬ ЦВЕТА (VALUE)

Увеличение или уменьшение яркости цвета (Value) равноз­начно прибавлению или удалению света. На цветовом круге это проявляется в виде затемнения цвета по мере перемещения от внешних границ сектора к его центру.

Возьмем, к примеру, красный цвет. По мере удаления све­та красный цвет постепенно переходит в темно-красный, а пос­ле удаления всего света в черный цвет. Этот эффект отчетливо виден на цветовом круге: по мере приближения к черному цент­ру все цвета становятся все более темными. Напротив, если до­бавлять свет, то сначала красный цвет перейдет в розовый, а в конечном итоге в белый цвет. Этот эффект также можно увидеть на цветовом круге: по мере приближения к внешней кромке кру­га все цвета становятся все более светлыми.

ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА

Как уже было сказано выше, в природе имеется 3 основных цвета: красный, желтый и синий. И как прекрасно видно на цве­товом круге, восприятие и действие этих цветов очень сильно зависит от наличия или отсутствия света.

Тот свет, который мы считаем естественным, на самом деле является «отраженным светом». Это можно объяснить следующим образом: Если Вы находитесь в абсолютно темной комна­те, в которую не проникает солнечный или другой внешний свет и в которой нет внутренних источников света, то все вокруг ка­жется черным. На самом деле ковер, по всей вероятности, ко­ричневый, а стены белые, но для Вас они абсолютно черные.

В отсутствии света любые окружающие нас объекты теряют все свои цветовые особенности. Но как только мы включаем свет, появляется и цвет. Это связано с тем, что цвет, который воспринимают наши глаза, представляет собой ни что иное, как отраженный свет. Сначала свет от внешнего источника, напри­мер, солнца или лампы накаливания, падает на объект и отра­жается от него, затем этот свет попадает в наши глаза и так воз­никает цвет.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТОВОГО КРУГА

С помощью цветового круга можно достаточно легко выб­рать те цвета, которые идеально сочетаются или дополняют друг друга. Для этого можно использовать несколько различ­ных методов. Разумеется, все эти методы относятся скорее к области искусства и их нужно очень осторожно использовать для решения всех практических задач. В то же время многие профессиональные палитры разработаны на основании кон­цепции цветового круга. Поэтому эти методы интересно и по­лезно использовать для анализа различных реальных практи­ческих случаев. 

ДОПОЛНЯЮЩИЕ ЦВЕТА

Дополняющими называются цвета, которые находятся в противоположных секторах цветового круга. Они явля­ются прямой противоположностью друг друга и полностью нейт­рализуются при смешивании, поэтому использовать их нужно очень осторожно.

Если использовать дополняющие цвета, то одновременно увеличивается насыщенность цвета, что неизбежно приводит к его потемнению: так называемый эффект «почернения» (прос­вечивание серого).

ГАРМОНИЧНЫЕ ЦВЕТА

Для того чтобы найти так называемые гармоничные цвета, на цветовой круг нужно наложить прямоугольный треугольник. Вершины треугольника обозначают 3 гармоничных цвета. При использовании гармоничных цветов две точки, кото­рые располагаются ближе друг к другу (в данном случае синий и фиолетовый), должны занимать доминирующее положение в цветной картине. Третий цвет (в данном случае оранжевый) ис­пользуется для формирования или подчеркивания индивидуаль­ных характеристик.

СВЕТООПТИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ

ПРОЗРАЧНОСТЬ И ПРОСВЕЧИВАЕМОСТЬ. Способность объек­та пропускать видимый свет называют прозрачностью или прос­вечиваемостью. «Прозрачными» считаются объекты, которые не поглощают свет и через которые свет проходит, практически не меняя своего направления. В отличие от этого, «просвечиваемые» объекты также не поглощают свет, но из-за его сильного прелом­ления кажутся непрозрачными или мутными.

ОПАКОВОСТЬ.

Опаковостью называется способность объек­та или вещества не пропускать свет. Такие объекты и вещества называют светонепроницаемыми или опаковыми.

ОПАЛЕСЦЕНЦИЯ.

Опалесценцией называют эффект измене­ния цвета объектов или веществ в диапазоне от голубого до желто-красного при изменении угла падения света. В отражен­ном свете такие объекты имеют голубой, а в проходящем свете - желто-оранжевый оттенок цвета. Этот эффект яв­ляется характерным признаком полудрагоценного камня опал, который и дал ему свое название.

ФЛУОРЕСЦЕНЦИЯ. Флуоресценцией называют способность некоторых веществ излучать часть поглощенного света.

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЦВЕТА

Существует два различных метода воспроизведения цвета:

   Аддитивное смешение цветов предполагает выбор оп­ределенного цвета и его дополнение другими цветами.

   Субтрактивное смешение цветов исходит из того, что белый свет представляет собой сумму всех цветов. По­этому, извлекая из него определенные компоненты, в конечном итоге мы получим нужный нам цвет.

Аддитивное смешение цветов. Если мы работаем с цветным светом, то неизбежно имеем дело с законом адди­тивного смешения цветов. Этот закон регулирует особеннос­ти смешения 3 базовых цветов: красного, зеленого и синего, которые воспринимаются 3 типами цветочувствительных кле­ток сетчатки глаза. Каждый из этих цветов объединяет пример-

но треть видимого спектра. Черный цвет присутствует в прост­ранстве, как абсолютная темнота. При пересечении конусов света различных цветов образуются более светлые оттенки. При смешении:

    красного с зеленым образуется желтый,

    зеленого с синим образуется голубой,

   синего с красным образуется пурпурный цвет.

Все остальные цвета образуются при смешивании этих 3 цветов в различных соотношениях. Белый цвет представляет со­бой сумму всех 3 базовых цветов. Метод аддитивного смеше­ния цветов широко используется при производстве мониторов и телевизоров (RGB). Кроме того, он очень часто применяется в качестве физической цветовой модели.

Субтрактивное смешение цветов. При работе с цвет­ными веществами (красителями) действует закон субтрактивного смешения цветов. Его суть заключается в том, что краси­тели поглощают определенную часть белого света, а все другие части отражают.

    Красители, которые поглощают коротковолновую часть света (синий) и отражают средне- и длинноволновые части, имеют желтый цвет.

    Если краситель поглощает средневолновую часть света (зеленый) и отражает коротко- и длинноволновые час­ти, то мы видим пурпурный цвет.

   Если же краситель поглощает длинноволновую часть света (красный) и отражает средне- и коротковолновые части, то мы видим голубой цвет.

При субтрактивном смешении мы работаем именно с этими 3 базовыми цветами: желтым, голубым и пурпурным. Смешан­ные красители поглощают более широкие области спектра и от­ражают смешанные оттенки, которые всегда темнее чистых ба­зовых цветов. Яркость цветов снижается, поэтому этот тип сме­шивания называется субтрактивное смешение цветов. При смешении:

   голубого и пурпурного образуется синий,

   пурпурного и желтого образуется красный,

   желтого и голубого образуется зеленый цвет.

При смешении голубого, пурпурного и желтого цветов мак­симальной интенсивности и в равном соотношении образуется черный цвет, который совершенно не отражает свет. Белый цвет существует в форме фона, например, как белая бумага.

Субтрактивный метод смешения цветов активно использует­ся в технологии цветной печати в сочетании с так называемым упрощенным черным цветом (ключ) или CMYK = голубой-пурпурный-желтый-ключ. Кроме того, именно этот метод лежит в основе современной цветной фотографии и кино.

Независимо от того, образуется ли тот или иной цвет при на­ложении цветного света или поглощения определенной части спектра, в любом случае конечный результат представляет собой смесь излучения различных длин волн, которые при попадании на сетчатку глаза формируют соответствующее цветовое ощущение.

ЦВЕТ ЗУБОВ

Каким образом эти знания о природе, а также особенностях действия и восприятия цвета можно использовать для решения ежедневных практических задач. Прежде всего, это позволяет четко понять, что цвет зубов представляет собой результат со­четания аддитивного и субтрактивного механизма смешения цветов, поскольку зависит не только от спектрального состава внешнего освещения, но и от состава и концентрации внутрен­них красителей.

Проблема определения цвета естественных зубов осложня­ется тем, что:

   наши зубы состоят из нескольких слоев,

   каждый слой состоит из своего «материала»,

   каждый слой характеризуется своей прозрачностью и просвечиваемостью,

   каждый слой обладает своим оттенком цвета различной насыщенности,

   цвет зуба меняется в зависимости от угла зрения,

   цвет зуба зависит от текстуры поверхности,

   зубы живут!

Все это приводит к тому, что на практике истинный цвет зу­бов определить практически невозможно. Тем не менее, с по­мощью наших знаний и нескольких специальных методик его можно достаточно точно воспроизвести. Рассмотрим конкретный пример. Предположим, что базовый цвет зуба соответствует A3.

   Можно проводить облицовку только материалами цвета A3, тогда конечный результат, скорее всего, будет соот­ветствовать оригиналу.

   Если культя имеет цвет А2, то слой эмали должен быть окрашен более интенсивно, чем это характерно для A3.

    Если культя имеет цвет А3,5, то для достижения обще­го цвета A3, слой эмали должен иметь значительно ме­нее насыщенный цвет.

Мы должны совершенно точно знать, что находится под эмалью. Для этого существует две возможности: или стомато­лог сообщает нам цвет культи зуба после его препарирования, или мы «рассчитываем» ее цвет на основе наших знаний о цве­те эмали, предполагаемой толщине эмали и структуре цветово­го круга - лучше всего, сделать и то и другое.

Воспроизведение цвета - это очень сложная задача, резуль­таты решения которой зачастую оказываются совершенно неп­редсказуемыми. Обычно в нашем распоряжении находится на­бор баночек, в которых находятся «краски», предназначенные для достижения определенных целей. Однако, по меткому заме­чанию одного американского коллеги перед началом работы: «мы должны точно знать, что находится в баночках». Это абсо­лютно верно, поскольку, если мы не знаем, что находится в каж­дой баночке и как это использовать, то после завершения рабо­ты у нас практически нет шансов получить именно то, что мы планировали.

Современные облицовочные материалы с их естественным внешним видом и оптическими свойствами значительно облег­чают работу, прощают многочисленные мелкие неточности и гармонично сочетаются с твердыми тканями зубов. Однако, гру­бые ошибки облицовки, особенно при выборе цвета, как прави­ло, сразу бросаются в глаза. Чаще всего это приводит к тому, что реставрация приобретает «мышиный» цвет и выглядит аб­солютно безжизненной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

О цвете, а также особенностях его действия и восприятия можно говорить очень много и долго, однако, я надеюсь, что сведения, приведенные в данной статье, помогут получить более полное теоретическое представление о цвете и успеш­но применять полученные знания на практике. Кроме того, я настоятельно рекомендую не забывать о том, что внешний вид зубов зависит не только от цвета, но и от их формы и текстуры поверхности. Как ни парадоксально, в некоторых случаях цвет имеет гораздо меньшее значение, чем два дру­гих фактора.