Инфильтрационное обезболивание у детей

Кононенко Ю.Г., Н.М. Рожко, Рузин Г.П. Местное обезболивание в амбулаторной стоматологии. М., 2002. С. 245-247

1) У детей лучше действует инфильтрационная анестезия, так как внешняя кортикальная пластинка альвеолярного отростка очень тонкая и раствор анестетика легко проникает в пористую, еще недостаточно оссифицированную костную ткань, в особенности у стенки альвеолы. Хорошо развита сетка сосудов, которая пронизывает как мягкие ткани, так и альвеолярный отросток. Это способствует быстрому всасыванию анестетика в кровяное русло и поэтому быстро проявляется как обезболивающее, так и токсическое действие препарата.
2) У детей лучше выполнять инфильтрационную анестезию от края десен — в десневые сосочки и в дентальные десны, поскольку у детей дошкольного возраста десневые сосочки состоят из довольно рыхлой ткани и легко инфильтрируются обезболивающим раствором. Хорошо инфильтрируются и мягкие ткани (десны дентальные) с нёбной стороны — значительно лучше, чем десны нёбные апикальные.

Методика инфильтрационного обезболивания

1 этап: прокалывают слизистую оболочку, вводят 0,1-0,2 мл анестетика (в зависимости от массы тела).
2 этап: через 60-90 с (время, достаточное для эффективного обезболивания пути иглы в мягких тканях) вводят под надкостницу или в плотные ткани, в проекции верхушки корня зуба, остальное количество запланированной дозы анестетика.
Ждут 5-10 мин, пока не наступит полное обезболивание и не успокоится ребенок (в особенности при воспалительных процессах в пульпе, периодонте или в окружающих мягких тканях). Ребенок, ощутив полное отсутствие боли, проникается доверием к врачу и дает возможность провести необходимые манипуляции.
Возможная ошибка при инфильтрационной анестезии — если ребенок неспокойный, врач не проводит I этап обезболивания (то есть не вводит под слизистую оболочку 0,2 мл анестетика), а сразу вводит в области проекции верхушки корня зуба запланированное количество анестетика. Этого не следует делать потому что: а) может возникнуть токсическая реакция при непереносимости данного анестетика; б) продвижение иглы в плотных тканях у детей очень мучительно и проведенное таким образом обезболивание является сильным стрессовым фактором не только для ребенка, но и для врача.
Пример (положительный): мальчик Д., 6 лет, еще на пороге стоматологического кабинета плакал и отказывался от стоматологических вмешательств. Диагноз: острый периодонтит 65 зуба. Ребенку с трудом проведена аппликационная анестезия 10% раствором лидокаина-аэрозоля. Когда мальчик успокоился, под слизистую оболочку ввели 0,2 мл ультракаина ДС, Через 90 с под надкостницу в области верхушки корня ввели еще 0,5мл анестетика. Наступило полное обезболивание. Через б мин мальчик полностью успокоился, самостоятельно сидел в стоматологическом кресле и дал врачу спокойно в полном объеме провести сложное удаление (каждый корень зуба удаляли в отдельности). Ребенок был спокоен и довольный после проведенной экстракции,
Пример (отрицательный): Девочку С., 7 лет, с аналогичным диагнозом мама привела к стоматологу. Вела себя спокойно, с усилием сдерживая волнение. После аппликационного обезболивания врач резко продвинул иглу в апикальный участок и моментально выпустил запланированную дозу анестетика. Боль от укола и введения анестетика была такой сильной, что ребенок так плакал и кричал, что напугал и маму, и врача. После проведенной инъекции наступило обезболивание и через 20 мин, когда ребенок полностью успокоился, зуб был удален без осложнений. Но по поведению девочки было видно, что она уже не придет на прием к этому врачу.